Понедельник, 06.05.2024, 20:03 | RSS | Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Социология как наука
Главная
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Классификация Обществ

Классификация, в основу которой положены способы получения средств к существованию, включает следующие типы: общества, живущие охотой и собирательством; садоводческие, аграрные и промышленные (индустриальные) общества.

В 1887 г. немецкий социолог Фердинанд Теннис (1855—1936) предложил свою типологию обществ, позже ставшую классической. Он ввел термины «гемайншафт» и «гезельшафт», выражающие различия между традиционным и современным обществами. Термин «гемайншафт» переводится как «община» и относится к сельской общине, а термин «гезелыыафт», или «общество» – к городскому индустриальному обществу. Н. Смелзер насчитал пять основных различий между данными понятиями.

1. Если говорить об индивидуальной мотивации, «гемайн-шафт» стимулирует стремление людей жить в соответствии с общинными принципами, например крестьянские .семьи в период сбора урожая бесплатно помогают друг другу. Общество типа «гезельшафт» основано на рациональном осуществлении личных интересов; индивиды взаимодействуют в деловой обезличенной обстановке и расплачиваются деньгами за определенные товары и услуги.
2. В сфере социального контроля общество типа «гемайн-шафт» придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписаным законам, в то время как «ге-зелынафт» есть общество, основанное на формальном праве.
3. В области разделения труда общество типа «гемайн-шафт» отличается ограниченной специализацией, складывающейся главным образом на основе родственных связей – обычно мужья, жены и дети выполняют определенные обязанности в хозяйстве. Для общества типа «гезелыыафт» характерны специализация профессиональных ролей и отделение последних от семейных ролей.
4. В обществе типа «гемайншафт» культурй формируется на основе религиозных ценностей, а «гезелыпафт» - на светских.
5. Главными социальными институтами в «гемайншафт» являются семья, соседи и община; в «гезельшафт» складываются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии, добровольные ассоциации).

Э. Дюркгейм также разделяет общую для социологии XIX в. идею двух типов общества и выделяет два типа на основе признака социальной солидарности. Механическая солидарность, присущая традиционному, архаическому обществу, основывается на неразвитости и сходстве составляющих общество людей. Общество сплочено, потому что индивиды еще не дифференцированы. Органическая солидарность порождается разделением общественного труда и основана не на сходстве, а на различии индивидов, т.е. она предполагает развитие личности. Именно благодаря разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества.
Дихотомия Ф. Тенниса, как и дихотомия Э. Дюркгейма подверглась критике за чрезмерное упрощение. Во-первых, общества типа «гемайншафт» тоже отличаются друг от друга, японский феодализм отличается от германского, и они оба отличаются от других доиндустриальных обществ. Кроме того, в каждом современном обществе смешаны элементы «гезельшафт» и «гемайншафт», т.е. последние никуда не исчезают.
Во-вторых, такие дихотомии рассматривают общество как устойчивое единое целое, не учитывая вероятности противоречий и конфликтов, которые в определенной мере присущи любому обществу.

Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель, авторство которой принадлежит американскому социологу Д. Беллу. Д. Белл выделил три типа обществ: доиндустриальное, или традиционное, индустриальное и постиндустриальное, или современное. В доиндустриальном обществе определяющим -фактором развития выступало сельское хозяйство, в индустриальном – промышленность, а в постиндустриальном – информация (теоретическое знание).
Триаде Д. Белла другие исследователи противопоставляли свои трехуровневые типологии, из которых наиболее известим концепция премодернистского, модернистского и постмодернистского общества С. Крука и С. Лэша, теория доэко-номического, экономического и постэкономического общества В.Л. Иноземцева, теория «первой», «второй» и «третьей» волн цивилизации О. Тоффлера.
исходные коды скачать, исходные коды программ на borland delphi, delphi 7


powerBY © 2024