Понедельник, 06.05.2024, 22:27 | RSS | Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Социология как наука
Главная
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Различие детерминисткого и функционалистского подходов

Принципиальное различие детерминисткого и функционалистского подходов состоит не в выявлении функций. Сторонники детерминистского подхода, как показано выше, также выделяют функциональные элементы в структуре общества. Детерминизм состоит в признаний одной из функций наиболее важной, определяющей все другие. Функционализм же считает, что все функции одинаково важны и только их полнота набора (целостность) и выполнение каждой функцией своего предназначения является законом стабильности общества. Умаление или возвышение любой из функций чревато негативными последствиями для общества. Недооценка роли материального производства ведет к снижению уровня потребления и нарастанию кризисных явлений. Гипертрофирование, разбухание политических институтов способно привести к установлению тоталитарной системы, которая придавит все формы свободного волеизъявления личности и объединений, размывания норм и ценностей, регулирующих поведение индивидов, ведет к социальной энтропии.
Проводимый на основе идей функционализма структурно-функциональный анализ общества как системы, без сомнения, имеет большие эвристические возможности. Однако он встречает и определенные трудности. В рамках такого подхода, требующего признания за каждым социальным образованием выполнения полезной для общества функции, трудно объяснить причину кризиса, конфликтов, распада системы. Следовательно, без надлежащего научного объяснения остается и динамика развития общества. Общество в функционализме рассматривается как стабильная, а следовательно, статичная система.

На решение этих проблем были направлены усилия Р.Мертона. Разделяя основные принципы функционализма, сформулированные Г.Спенсером и Т.Парсонсом, Р.Мертон внес в эту концепцию ряд уточнений:
1) Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными явлениями.
2) Р.Мертон вводит понятие дисфункции, то есть разрушающей функции. Он утверждает, что одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дизфункцио-нальны по отношению к другим.
3) Р.Мертон вводит различия между явными и скрытыми (латентными) функциями. Явная функция – это то следствие, которое вызвано намеренно и признано в качестве такового. Латентная функция – это то следствие, вызвать которое не входило в намерение действующего лица, и оно не знает, что вызвало его.
Идеи Р.Мертона, без сомнения, расширили объективные возможности функционализма, в какой-то мере они решили проблемы объяснения социальных конфликтов, динамики общественного развития и т.д. Однако так же как и детерминизм, функционализм оказался неспособным должным образом отразить в социальном индивидуальное.
Таким образом, в объяснении вопроса, что собой представляет общество, каковы механизмы образования и функционирования, социология располагает рядом методологических подходов, которые нередко согласуются друг с другом, но могут вступать и в противоречия. Однако все концепции общества придают важнейшее значение в формировании его как целостной системы роли культуры. В чем же конкретно состоит эта роль, предстоит рассмотреть в следующей теме.

Типологии обществ

Все многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи делят на определенные типы- Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию. Существует множество способов классификации обществ в зависимости от того, какой признак положен в ее основу.
Например, в конце XIX – начале XX в. в западной социологии в трудах О. Конта, Э. Дюркгейма, А. Тойнби утверждалась идея о двух типах общества: традиционном (военном) и индустриальном (промышленном). С точки зрения марксизма тип общества определяется способом производства. В связи с этим различают пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (социалистическую).

Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на бесписьменные, или дописьменные, т.е. обладающие языком, но не имеющие письменности, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие слова в материальных знаках и носителях: клинописных таблицах, бумаге, книгах и др. Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (например, франкоязычное общество).


powerBY © 2024