Понедельник, 06.05.2024, 20:23 | RSS | Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Социология как наука
Главная
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Общество

Общество рассматривается как субъективная действительность. Социум, в этой трактовке, представляет собой систему смыслов и значений, употребимых и актуальных в нем. То есть приоритет отдается духовной сфере, а уровень развития самого общества характеризуется по форме трансляции в его рамках социокультурных ценностей и социальных представлений. Природа составляет материальную основу для становления и развития человеческой культуры, соотносится с обществом как базис и надстройка. Человеку предписывается стремление к культуротворче-ству; как пассивное созерцание (преимущественно в религиозных концепциях), так и активное познание, преобразо-вание мира (в научно-философских учениях); коэволюция с природой;

Общество рассматривается как субъект-объектная действительность. Социальная система, согласно этому подходу, включает в себя тесно взаимосвязанные материальную и духовную подсистемы. Иначе, общество, объединяет собой людей, их общности (социальные группы, классы и слои) и социальные институты; не отделимо от результатов практической деятельности людей, «второй природы»; внутренне делимо как на антропосферу (индивидуально-личностную), так и на социосферу (среду межгруппового взаимодействия) и техносферу. Пример такого видения общества можно привести из теоретической модели марксизма, согласно которой и «общественное бытие определяет общественное сознание», и «общественное сознание определяет общественное бытие». С точки зрения К. Маркса, в социуме действуют одновременно две равновеликие силы - законы общественного развития (к которым он относил, например, закон смены общественно-экономических формаций) и приватная воля больших социальных групп (классов). Человек — венец эволюции, действительный творец своей истории, самостоятельный участник всемирно-исторического процесса, деятельностное начало в природе.
Разнообразие трактовок понятия «общество» означает, что разработка общей теории общества сопровожда-лась формированием различных концептуальных подходов к определению общества. В отечественной науке сложи-лись два подхода к пониманию общества: узкий социологический и широкий философский. Оба имеют право на су-ществование, так как в рамках каждого из них идет приращение нового знания для понимания этого сложнейшего явления. Тем не менее, их необходимо различать, поскольку разные подходы к обществу предполагают разную мето-дологию его анализа.

    В рамках узкосоциологического подхода под обществом понимают:

  • определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятель-ности;

  • конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны;

  • сложно организованную систему взаимодействия людей, имеющую свою структуру и институты.

Для правильного понимания общества необходимо сопоставить определения сходных понятий – страна, госу-дарство, общество. Страна – это часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется го-сударственным суверенитетом. Государство – это политическая организация данной страны, включающая опреде-ленный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент). Обще-ство – это социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.

Легче всего представлять общество в рамках тех или иных государственных границ. Белорусское общество совпадает с Беларусью как страной и государством, что можно сказать и о российском, английском и других общест-вах. Но использование данного территориально-государственного принципа не всегда правомочно, поскольку на свете не существует такого образования, как люксембургское общество.

Страны являются результатом территориального раздела мира, В далекие времена не существовало четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, и племена, народы достаточно сво-бодно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появились земли, ограниченные государственным суверенитетом. Однако общество существовало и тогда, когда не было стран и государств. Следовательно, термин «общества» применим к любой исторической эпохе, к любому сооб-ществу людей. Данное понятие приобретает определенное значение, когда речь идет о белорусском, российском или французском обществе, так как каждое из них имеет географические границы, единую законодательную систему и национальное единство.

Однако сегодня, несмотря на существование различных подходов к определению общества, наиболее распро-страненной является концепция, в рамках которой общество рассматривается как система, что составляет основу фи-лософского подхода. Согласно общей теории систем, все во Вселенной организовано в системы, состоящие из взаимо-связанных элементов, которые являются подсистемами более обширных систем. Например, атом – это система, со-стоящая из связанных между собой частиц, и в то же время атом – это один из элементов молекулы, которая в свою очередь, взаимодействуя с другими молекулами, участвует в организации клетки как системы. Клетки образуют сис-темы тканей и органов, которые путем координации своих функций, обеспечивают существование организма как сис-темы.


powerBY © 2024